Кому были посвящены концерты Сергея Рахманинова? 1) 1-й Фортепианный концерт Рахманинов посвятил своему двоюродному брату Александру Зилоти. Именно по рекомендации А. И. Зилоти 12-летний Серёжа Рахманинов стал пансионером лучшего фортепианного педагога Москвы — Н. С. Зверева; именно Александр Ильич способствовал творческому сближению молодого музыканта с П. И. Чайковским; наконец, в исполнении Зилоти многие ранние фортепианные сочинения Рахманинова впервые прозвучали за рубежом. Следует отметить и неоднократную материальную поддержку, которую Зилоти оказывал Рахманинову в трудные периоды его жизни. 2) 2-й Фортепианный концерт Рахманинова был посвящен психотерапевту Николаю Владимировичу Далю. Рахманинов страдавший от тяжёлой депрессии после провала его Первой симфонии (1897), а также вследствие церковного запрета на брак со своей возлюбленной; курс лечения у Даля оказался настолько успешен, что написанный по его окончании Второй концерт для фортепиано с оркестром (1900—1901) Рахманинов посвятил Далю. Николай Владимирович Даль был также хорошим виолончелистом, в его доме собирались любители квартетной игры. И, следовательно, он мог глубже понять музыкальный ракурс болезни Рахманинова. Главный вектор этих встреч заключался в том, чтобы внушить Рахманинову уверенность в собственных творческих возможностях. Поскольку Рахманинов был связан обещанием написать фортепианный концерт для Лондона (но два года не мог написать ни ноты), все усилия доктора были направлены в эту сторону. Во время почти ежедневных сеансов (они продолжались около трёх месяцев) Даль с помощью гипноза внушал ему уверенность в том, что он обязательно напишет свой самый лучший фортепианный концерт. Кроме того, они много разговаривали, и Рахманинов до конца жизни был благодарен своему доктору за то, что он научил его "мужаться и верить". 3) 3-й Фортепианный концерт был посвящен выдающемуся американскому пианисту Иосифу Гофману, творчество которого Рахманинов очень ценил. К сожалению, Гофман этот концерт ни разу не исполнил. Однажды Гофман написал Рахманинову восторженное письмо, в котором были такие строки: «Мой дорогой Премьер! Под “Премьером” я разумею: первый из пианистов...» Рахманинов ответил: «Дорогой Гофман, существует такой рассказ. Некогда в Париже жило много портных. Когда одному из них удалось снять лавку на улице, где не было ни одного портного, он написал на своей вывеске: “Лучший портной в Париже”. Другой портной, открывший лавку на той же самой улице, уже вынужден был написать на вывеске: “Лучший портной на всем свете”. Но что оставалось делать третьему портному, арендовавшему лавку между двумя первыми? Он написал скромно: “Лучший портной на этой улице”. Ваша скромность дает вам полное право на этот титул: Вы – “лучший на этой улице”». 4) 4-й Фортепианный концерт Рахманинов посвятил выдающемуся композитору Николаю Метнеру. Рахманинов очень высоко ценил Метнера, называя его «самым гениальным из всех современных музыкантов», и неоднократно подчеркивал, что произведения этого действительно великого композитора. .. изумительно свежи и современны». Рахманинов утверждал, что творчество Метнера требует самого глубокого изучения и настойчивой исполнительской пропаганды. Он говорил, что Метнер — один из «тех редких людей, — как музыкант и человек, — которые выигрывают тем более, чем ближе к ним подходишь. Удел немногих!» . Рахманинов старался пропагандировать творчество Метнера, включая его произведения в программы своих концертов в России и за границей. Дружеское участие Рахманинова было для Николая Карловича большой поддержкой при организации концертов и изданий сочинений. М. Ф. Гнесин вспоминает, «что Рахманинов привел в недоумение всех музыкантов, настаивая и чуть ли не требуя, чтобы устроили концерт Метнеру» . Н. Г. Райский в своих «Воспоминаниях о встречах с С. В. Рахманиновым» приводит такой эпизод: «Сергей Васильевич устроил бурную сцену за то, что московская критика замалчивает творчество Н. К. Метнера». Обращаясь к известному музыкальному критику Ю. Д. Энгелю, Рахманинов говорил: «Я знаю, что Вы честный, очень честный человек, но честных людей очень много, а таких музыкантов, как Метнер, мало, и, любя его, мне очень больно, что пресса к нему равнодушна и его замалчивает» .